Советы психолога

Как готовить домашнее задание

 

Планирование домашних заданий

В связи с увеличением объема изучаемого учебного материала, особенно в старших классах, у учеников бывают неравномерно загруженные дни. Кроме того, часто задаются домашние задания, которые можно сделать в течение нескольких дней или даже недель. Все это требует специального планирования времени.

Но прежде, чем планировать, ученик должен реально оценивать свои возможности и ясно представлять, сколько времени у него обычно уходит на каждый предмет. Зная это, он может приступать к недельному планированию:

  1. Определите, какие дни у вас сравнительно свободны, а какие загружены. Лучше всего это сделать, составив на листе бумаги недельное расписание, отражающее не предметы, которые будут в данные дни, а те задания, которые надо выполнить дома к этим урокам. Тогда сразу наглядно выявится, какие дни загружены. 
  2. Распределите, какие из уроков, заданные на «тяжелые дни», можно сделать заранее (в «легкие дни»). Выясните, в какие дни у вас остается больше времени дл написания сочинении или реферата.
  3. Чтобы такой план помогал, надо строго придерживаться двух правил: 
    • сесть за уроки в то время, которое запланировано;
    • в процессе работы не выходить за рамки времени, отведенного на приготовление каждого из предметов. Например, математика не должна «съедать» время, отведенное на физику и т. д. В случае затруднений лучше на другое, а затем вернуться к алгебре. Можно попытаться побыстрее приготовить остальные уроки, чтобы осталось время на нерешенную задачу.
  4. Деление уроков по степени сложности и порядок их приготовления можно установить, наблюдая за своей работоспособностью в течение всего времени, затраченного на выполнение домашнего задания. Если вы замечаете, что включаетесь в работу сразу, без труда; работаете вначале с подъемом и более продуктивно, чем к концу занятий, то вам прежде всего надо делать наиболее трудные для вас уроки, переходя постепенно к более легким и интересным. Если подъем работоспособности у вас приходится на вторую половину занятий, а до этого происходит длительное врабатывание, то самую трудную и неинтересную работу следует отнести либо на середину, либо на вторую половину занятий.
  5. При планировании своей учебной работы на неделю, можно учесть и еженедельные колебания работоспособности. В понедельник работоспособность учеников низкая. Это связано с врабатыванием после отдыха. Во вторник и среду она повышается, достигая к среде максимального значения. В эти дни работоспособность наиболее устойчива. В четверг работоспособность начинает снижаться, а в пятницу становится наименьшей. В субботу работоспособность может быть еще меньше, чем в пятницу, но у некоторых учеников может немного повыситься (в связи с ожидаемым отдыхом). Организм мобилизует оставшиеся ресурсы, но они невелики, и подъем работоспособности мал. Учитывая эти изменения в работоспособности, большинство учебной нагрузки (объема домашних заданий) нужно переносить по возможности на первую половину недели.

 

Что делать, если тебя обижают...

 

Обидчики могут приставать к любому человеку. Поэтому надо знать, как справляться с ними. Вот несколько правил поведения в таких случаях:

  1. Когда ты плачешь или убегаешь, обидчик получает удовольствие и развлекается за твой счёт. Смотри ему (ей) в глаза, держись прямо и уверенно. Спокойно уйди.
  2. Постарайся не выходить из себя. Сохраняй спокойствие. Говори медленно, чётко и твердо.
  3. Если к тебе пристают, постарайся не оставаться в одиночестве. Попроси друзей быть рядом.
  4. Подумай, нельзя ли избежать встречи с обидчиками. Может быть, стоит выходить раньше или позже, выбрать другую дорогу.
  5. Не бери с собой деньги или дорогие вещи и не хвастай ими. Если у тебя требуют деньги или какие-то вещи, скажи, что родители проверят, где они. Если у тебя всё же что-то отобрали, не дерись. Расскажи об этом взрослым. Не нужно бояться правды.
  6. Если тебе дали смешное прозвище, постарайся отнестись к нему с юмором. Не бойся посмеяться над собой. Если прозвище оскорбительное, не нервничай. Твёрдо скажи обидчику, что в его словах нет ничего остроумного. Как еще можно реагировать, когда тебя дразнят, обижают:
    - Никак не реагировать (проигнорировать, не обращать внимания). 
    - Отреагировать нестандартно. Существует несколько "волшебных фраз", остужающих пыл дразнящих. Если они с хохотом скачут вокруг, показывая пальцем, можно спокойно сказать: "Я рад, что вам так весело". Если говорят оскорбительные вещи, можно ответить: "Ты можешь так думать, если тебе это нравится" или "Я уже заметил, что тебе нравится говорить гадости о людях". 
    - Объясниться. Можно спокойно сказать обзывающему сверстнику: «Мне очень обидно это слышать», «Почему ты хочешь меня обидеть?». 
    - Ответить. Иногда полезно ответить обидчику тем же, не быть пассивной жертвой, а стать с обидчиком на равных.
  7. Никогда не угрожай обидчику.
  8. Не бойся признаться в том, что к тебе пристают. Лучше всего сказать об этом взрослым. Это не значит «ябедничать»! Помни, что, если обидчика не остановить, ему может понравиться издеваться над другими людьми. В следующий раз пострадает кто-нибудь ещё.

Не нужно стесняться того, что к тебе пристают. Через это проходят очень многие люди. Дело в том, что НЕ ТЫ ПЛОХОЙ ЧЕЛОВЕК, А ТВОИ ОБИДЧИКИ НЕ УМЕЮТ НОРМАЛЬНО СЕБЯ ВЕСТИ.

 

10 способов справиться со стрессом за 5 минут

 

Если стресс настиг вас внезапно, Вы можете помочь себе, используйте приемы первоочередной самопомощи.

  • В острой стрессовой ситуации не принимайте никаких ответственных решений, если, конечно, Вы не оказались в центре стихийного бедствия. Если речь идет о спасении жизни, инстинкт самосохранения подскажет вам, что делать.
  • Медленно сосчитайте в уме до десяти или прочитайте любимое стихотворение.
  • Переключите внимание на дыхание. Медленно вдохните носом, обратите внимание на прохладное щекотание в ноздрях при вдохе. Медленно выдохните, обратив внимание на разницу температуры вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
  • Если стрессовая ситуация захватила вас в помещении, извинитесь, если это нужно, и выйдите из помещения.
  • Смочите лоб, виски и руки до локтей холодной водой.
  • Внимательно осмотритесь по сторонам, обратите внимание на детали: цвет стен, форма и цвет предметов и т.д.
  • Рассмотрите какой-нибудь мелкий предмет. Обратите внимание на его форму, цвет, структуру. Затем закройте глаза и попытайтесь представить его.
  • Посмотрите в окно. Если можно, постарайтесь увидеть горизонт, небо. Сконцентрируйте внимание на том, что вы видите. Вы давно смотрели на небо?
  • Очень полезно в этой ситуации медленно выпить стакан воды, полностью сосредоточившись на ощущениях воды, текущей по горлу.
  • Выпрямитесь, вдохните и на выдохе медленно наклонитесь вперед так, чтобы голова и плечи свободно повисли. Оставайтесь некоторое время (1-2 минуты) в таком положении. Затем медленно выпрямитесь.

Все эти меры займут около пяти минут. Мир за это время не перевернется, а вы обретете способность контролировать свое состояние. Несколько позже полезны будут прогулка, поездка на велосипеде или любые умеренные физические упражнения. Главное, не изнурять себя.